Образование. Учеба. Квалификация
Различие в изображении
20.10.2016В первом случае мы видим картину, по своему характеру тревожную и драматичную. Красно-коричневая гамма собора, оранжевый свет в окнах, черные теми, лежащие в углублениях, создают атмосферу напряженную и мрачную. Композиция собора, данного крупным планом, - с изломанной линией крыльца, сложным переплетом куполов - кажется динамичной, так что возбужденная, взволнованная, бурлящая гневом толпа словно сливается с причудливыми формами собора. Во втором случае - перед нами образ торжественный, спокойный и величавый. Василий Блаженный, данный общим планом, горделиво возвышается над площадью. Формы его кажутся прекрасными и стройными. Красные стены и купола образуют праздничное сочетание с белыми стенами Кремля.
Это различие в изображении одной и той же среды драматического действия обусловлено разным смыслом и характером самого действия в разных операх. Живописный образ оказывается созвучным в первом случае хоровой сцене «Бориса Годунова», выражающей кульминацию страданий народа («Хлеба дай голодным!»), во втором - торжественно-патриотическому гимну «Славься», венчающему оперу «Иван Сусанин».
В «Кармен» Ж. Бизе, «Фальстафе» Дж. Верди, «Виндзорских проказницах» О. Николаи, «Вольном стрелке» К. Вебера, «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха есть сцены, где действие происходит в трактире, кабачке. Но может ли быть одинаковым его вид в разных операх? Разумеется, в каждой из них внешний облик помещения должен выражать суть и дух произведения, соответствовать его музыкальным образам.