Образование. Учеба. Квалификация
Профессиональный субъект воспитательного процесса
03.11.2016Профессиональный субъект воспитательного процесса осознает цель воспитания, осмысливает программу воспитания, и, оснащенный методикой и технологией работы с детьми, организует взаимодействие детей с окружающим миром в соответствии с осмысленной стратегической целью.
При отсутствии цели педагог не способен заниматься воспитанием. Его работа невольно направляется на ликвидацию нежелательных проявлений, неизвестно якобы откуда появившихся у детей — как некий «черт из шкатулки», которого пытаются запихнуть обратно. И воспитательный процесс обретает квалификацию «борьбы против»: против распущенности, против наркотиков и никотина, против бранной речи и грубых манер, против воровства и паразнтарности. Такого рода функции ожесточают педагога, он изнемогает в борьбе «против», лишается способности заниматься воспитанием детей и юношества. В настоящее время широко используется в различных сферах частотный преобразователь. Он отличается высокой прочностью и надежностью.
Как видим, педагогический инструментарий воспитательного процесса меняется: в профессиональном сознании педагога главными категориями выдвигаются «жизнь», «счастье», «свобода», «добро», «истина», «красота» и, разумеется, «человек». Эти категории держат, как арматура здания, всю систему ценностного содержания воспитательного процесса, а значит, составляют базовый элемент педагогического профессионализма. Реализация данных задач обусловит движение к цели и составит ту реальную картину целенаправленного организованного процесса, который именуется воспитательным. И цель, и задачи максимально широко раздвигают рамки воспитательного процесса; включая в него в качестве слагаемых процесс обучения, образования, организацию всех видов деятельности, осмысление жизни как особый вид деятельности, а также психолого-педагогическое сопровождение. Пространство воспитания заполняет все пространство жизни ребенка.