Образование. Учеба. Квалификация


Диалектика формирования умений

16.02.2017

Неоднократно подчеркивалась принципиальное положение о том, что усвоение знаний происходит при оперировании этими знаниями, в единстве с усвоением способов действий с ними, что всякое обучение предметам одновременно есть обучение умственным действиям. В результате у обучаемого формируется система умений. В терминологии инженерии знаний умения относятся к поведенческим знаниям, они представляют знания нового качественного уровня. При этом можно выделить две компоненты способов действий: практическую и методологическую. Первая компонента соответствует умениям применять теоретические положения на практике. Вторая компонента группирует умения человека самому вырабатывать знание. Руководствуясь известным знанием, с помощью этих умений человек трансформирует его в новое знание, не известное никому. Именно этим и занимается наука.

Переход знаний на другой качественный уровень (знания — умения) диалектичен, и каждому такому переходу соответствуют свои противоречия. Они многогранны и требуют изучения и классификации, так же как и противоречия других типов. Но важно понять, что пройти по ступеням знания человек сможет только в том случае, если он эти противоречия ощутит, разрешая их, набьет себе шишек (как здесь не вспомнить народную мудрость: «За одного битого двух небитых дают»), выработает определенный подход к делу. Это может быть выполнено только в практической деятельности, которую естественно назвать самостоятельной работой студента. Если вы хотите получить хорошую, высокооплачиваемую работу стоит подумать про обучение за рубежом. С дипломом европейского образца двери каждой престижной компании будут для вас открыты.

Придя на производство, выпускник вынужден будет сам формулировать конкретные задачи, исходя из общих направлений деятельности, сам определять методы и средства их решения и т. д., и т. п., и все это в условиях недостатка информации. Самостоятельная работа в вузе и должна готовить студента к этому. Универсальным подходом, на мой взгляд, являются индивидуальные задания практического содержания. Если студент сделал, — это значит, что он и умеет, и знает. Методическая деятельность, которая направляется на обеспечение самостоятельной работы, должна, в первую очередь, определять характер индивидуальных заданий, их структуру и т. п. По сути дела, методическое обеспечение индивидуальных заданий, да и самостоятельной работы вообще, должно представлять собой тщательно продуманную схему ориентировочной основы действий. Если на младших курсах целью задания является овладение теорией и умение ее применять, то на старших курсах акцент должен смещаться в сторону выработки навыков исследовательской деятельности.

Замечу, что понятие самостоятельной работы было предметом долгих и жарких споров. Как обычно в педагогике, ее пытались определить с помощью набора признаков. Но психологически самостоятельная работа студента тождественна его учебной деятельности. Ведь учебная деятельность осуществляется самим студентом, это его работа. Непонимание описанного положения приводит к тому, что, зачастую, дидактически эти категории представляются различными. Главный вопрос заключается в том, как организовать самостоятельную работу.








К сведению

30.11.2012 Летние языковые лагеря в Канаде 2013 На лето 2013 мы предлагаем широкий выбор программ и для школьников и для студентов, включая и совсем новые программы и программы, которые уже стали популярными среди школьников и студентов. Мы также предлагаем вам возможность организациии комбинированных программ - вы можете побывать в нескольких лагерях за время летних каникул!
18.02.2012 Весенний интенсив по подготовке к ЕГЭ по обществознанию Сдаете ЕГЭ по обществознанию? Нужны только отличные результаты на ЕГЭ? Тогда весенний интенсив "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" это то, что Вам нужно. Ведущий интенсива обладатель номинации компании "Ваш репетитор" - "Лучший преподаватель 2011 года", кандидат экономических наук Саромсоков Роман Анатольевич.
31.01.2012 Летний лагерь "Академия Лидерства" 2012 Академия Лидерства—это уникальная возможность стать частью дружной интернациональной команды сверстников, научиться принимать решения, уметь работать в команде, быть терпимым к другим и уважать чужое мнение. Развитие лидерских качеств + знания английского языка — это путь к успеху
Участникам
Забыли пароль?Регистрация


02.07.2012 Какие новшества ждут российских школьников в новом учебном году? В 2012-2013 учебном году школьников ждут новые правила. Некоторые из них будут введены временно, а некоторые, скорее всего, надолго войдут в учебный процесс учащихся. Одним из новшеств учебного года явилось законодательное разрешение учителям, позволившее им давать частные уроки ребятам из своей же школы.
07.04.2012 Языковые курсы в Бельгии Интенсивные языковые курсы в Бельгии.
26.03.2012 Курсы (1 месяц) английского языка в Праге разговорные курсы английского языка, курсы делового английского, интенсивные курсы английского языка.
Интересное
Как написать учебную работу: 3 способа История Франции в книгах Несколько советов по изучению английского языка – как добиться прогресса в учебе? Юридическое заочное обучение - такое реальное и такое нужное Тестирование ЕГЭ онлайн: тренировка практических навыков Как правильно выбрать школу английского языка? Самоучитель английского – открой дверь в страну новых возможностей и достижений Заказать курсовую работу Английский язык по скайпу: почему это эффективно? Курсы английского: как выбрать лучшие из них?