Образование. Учеба. Квалификация
Изучение латыни
17.01.2018Изучением родного языка в значительной степени пренебрегали, лишь в XVIII в. профессора-энтузиасты вроде Адама Смита (1723-1790) в Оксфордском университете или Иоганна Кристофа Готтшеда (1700-1766) в Лейпцигском стали давать частные уроки на родном языке. Прогресс в этом отношении был медленным, и мало какие из университетов даже к концу раннего Нового времени последовали примеру Парижского университета, сделавшего изучение французского полноправной дисциплиной учебного плана.
Произошли изменения и в способах преподавания языков. Традиционно латынь изучали по сложному учебнику грамматики XIII в. Александра де Вилледье. Задача, которая при этом ставилась, заключалась не столько в том, чтобы познакомить новичка с правилами грамматики, сколько в том, чтобы представить ему философский анализ загадок синтаксиса, так что сам курс был скорее лингвистическим, чем грамматическим. Однако, во многом благодаря гуманистам, постепенно получает признание другой подход, при котором целью изучения латыни становится подготовка не логика, а квалифицированного стилиста. Учебник Александра де Вилледье не сумел пережить второго десятилетия XVI в., и впоследствии латынь и прочие языки преподавались уже по тщательно отработанным руководствам, в которых в простой и доступной манере излагались правила грамматики. В 1510 г. в университете Виттенберга был утвержден латинский учебник для начинающих итальянского гуманиста Джованни Сульпицио да Вероли (ум. 1490), десятью годами позднее в университете Инголынтадта пользовались латинской грамматикой баварского филолога и историка Иоганна Авентина (1477-1534). Устали после тяжелого дня? Массаж в люберцах поможет снять депрессию и беспокойство и улучшить общее состояние организма.
Более того, в раннее Новое время перестраивается собственно методика обучения: студенты уже не просто знакомятся с правилами грамматики, но отрабатывают навыки владения ими в ходе изучения соответствующих классических произведений, устных упражнений и написания сочинений. Курс утрачивает былую статическую целостность, становится более динамичным, обеспечивающим плавный переход от простейших к наиболее сложным грамматическим элементам.