Образование. Учеба. Квалификация
Учение Меланхтона
03.02.2018Учение Меланхтона о его собственной эпохе представляет интерес с разных углов зрения. «Новая эра» в истории для него начиналась с завоевания Константинополя турками в 1453 г.; именно эту дату многие историки вплоть до недавнего времени считали концом Средних веков. Новизна гуманистического движения для Меланхтона, как и для немецких неогуманистов XIX в., заключалась в изучении греческого языка и возврате к первоисточникам. Образовательные реформы гуманистов, согласно Меланхтону, оказали практическое воздействие на развитие национальной лингвистической культуры, гражданского мира и движения Реформации.
Петр Рамус (1515-1572), чьи философские и педагогические труды имели чрезвычайный успех, прежде всего, в испытавших влияние кальвинизма университетах, в самом начале своей преподавательской карьеры в Коллеже де Пресль в Париже объявил в одной из лекций о радикальным разрыве между старым и новым университетом: «Давайте представим себе университетского преподавателя, который умер сотню лет назад и вдруг вновь явился среди нас. Если он станет сравнивать расцвет гуманистических дисциплин и естественный наук, которого они достигли во Франции, Италии и Англии с тех пор, как он умер, он будет потрясен и изумлен, сравнивая свой собственный век с веком настоящим. Прежде он знал только человеческих существ, говорящих в грубой варварской манере. Теперь же он видит бесчисленное количество людей всех возрастов, изящно говорящих и пишущих на латыни. Что касается греческого, то прежде ему неоднократно доводилось слышать: “Это по-гречески, это непонятно”. Теперь же он не только слышит, как с легкостью читают по-гречески, но встречает ученых, которые с величайшим мастерством преподают этот язык. И как можно сравнивать тьму, которая когда-то покрывала все искусства, с сегодняшним светом и сиянием? Нужны очки для зрения? Загляните в Черника Оптика и подберите подходящую модель.
Из грамматиков, поэтов и ораторов прежнего времени можно назвать только Александра де Вилледьё и сочинения вроде “Фацета” и “Грецизма”, в философии только Скота и испанцев, в медицине - арабов, в богословии - вообще едва ли кого-то и неизвестно откуда. Сегодня же он бы услышал Теренция, Цезаря, Виргиния, Цицерона, Аристотеля, Платона, Г алена, Гиппократа, Моисея, пророков, апостолов и других истинных возвестителей евангельского слова, и он бы услышал, как они звучат на их собственных языках. Как тут не изумиться? Это все равно, как если бы он поднял свои глаза из глубины земной на небеса и впервые увидел солнце, луну и звезды».