Образование. Учеба. Квалификация
Категории университетских преподавателей
22.02.2018При определении университетского преподавателя и занимаемого им положения в рамках университетской корпорации и в обществе в раннее Новое время мы сталкиваемся с рядом вопросов. Во-первых, можно ли дать определение университетским преподавателям как единой профессиональной группе, ведь речь идет о высшей степени гетерогенном круге людей? Во-вторых, путаницу привносит разнообразная терминология, использовавшаяся в университетах Европы в ХУ1-ХУ1П вв. В связи с последним в данном учебном пособии термин «профессор» (лат. рго/еззог - преподаватель) используется как синоним, обозначающий штатного университетского преподавателя вообще, вне зависимости от статуса и занимаемой должности.
Университетские преподаватели раннего Нового времени имели много общего со своими средневековыми предшественниками. Однако с конца XV в. приобретают значение новые формы учебных занятий и новые категории университетских преподавателей. Изменения в политико-экономической и религиозной ситуации вместе с новым пониманием должности университетского преподавателя приводят к дифференциации преподавательского корпуса. В Средние века не было четкого различия между обучающими и обучаемыми: так, студент, имевший степень бакалавра и продолжавший свое обучение, должен был читать лекции младшим курсам в качестве практиканта. После присуждения ему ученой степени магистра или доктора он был обязан преподавать в родном университете в течение нескольких лет на неоплачиваемой основе как практикующий преподаватель (лат. magister ^епв). Решили приобрести дерявянную мебель для дома? Загляните в столярную мастерскую http://woodmagazin.ru/. Здесь вы найдете много интересных вариантов, которые украсят интерьер вашего дома.
Таким способом, как правило, обеспечивалось прочтение лекционной программы сменяющими друг друга практикантами и молодыми, только что получившими степень магистрами. Эта система имела большое преимущество, поскольку на ее основе формировался гибкий корпус преподавателей, не выдвигавших никаких финансовых претензий к университету. С другой стороны, такая система значительно продлевала срок пребывания студентов в стенах университета и препятствовала занятию университетских должностей высококвалифицированными преподавателями, работу которых следовало оплачивать.