Знание истории своего народа – есть ли в этом необходимость?
14.09.2009
Вопрос: для чего детям знать историю своей страны, - задается в наше время необычайно часто. Хотя этот вопрос сродни тому, а стоит ли учиться на чужих ошибках, когда можно набивать собственные шишки?
Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?
И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!
Многие возразят, что в наше время детям нужны лишь навыки для наилучшей адаптации к текущему времени, умение «выживать» и обеспечивать себя, а все остальное, в том числе и знание истории, совсем не является необходимым.
Отчасти это верно, господство материального вынуждает заботиться о развитии коммерческой жилки, возможностях получить профессию, дающую хороший заработок. Но только отчасти, ведь человек зарабатывает деньги, как средство к удовлетворению потребностей не только тела, но и души. Умея зарабатывать, мы получаем возможность отдыхать в красивых местах, путешествовать по миру и смотреть на чудеса природы и творения человеческих рук. А еще мы живем в обществе, где информация, отношения, события не ограничиваются только получением материальных благ.
История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.
История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место своей страны на мировой арене.
Кроме того, человек, знающий свои корни причисляет себя к отечеству. На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей.
Если утверждать, что знание исторических событий прошлого не нужно, то о каком патриотизме среди молодежи может идти речь, что должно стать стержнем, объединяющим народ? Почему в таком случае «именем России» выбрано имя Александра Невского - уже глубоко исторического персонажа?
Кроме всего, история – это необычайно интересно, если преподавать её не скупо по школьным учебникам, когда запоминание дат и событий становится основной целью. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно – вот чего лишены наши дети на уроках истории.
Понятно, что не каждый учитель может, а главное хочет изменить стиль преподавания истории. Достаточно вспомнить, что поколение сегодняшних учителей еще воспитывалось на 80 летнем однобоком видении новейшей истории России, когда всему населению буквально с младых ногтей внушалась нужная идеология. Но времена меняются, а вместе с ними пришло понимание, что у любого исторического факта не может быть однозначной оценки. История, как сама жизнь – она то, что мы думаем о ней.
Если взять историю России, то это, пожалуй, - самое богатое событиями и выдающимися людьми государство. Одно то, что на протяжении веков Россия сохраняла свою территорию и народ- это феноменальный, в общем-то, факт в мировом масштабе.
Неужели нашим детям не будет интересно узнать, что письменность пришла на Русь далеко не с её крещением, как это принято считать. Письменность, сочинительство песен, богословских книг, поэм и запись событий существовала и в дохристианской Руси. А ведь это ведет к пониманию всех последующих многовековых событий: кто, как и почему управлял Русью, уничтожая основу древних славян и заменяя её новой идеологией. А ведь люди, населявшие Русь во времена княгини Ольги и Вещих князей были единственной народом, в которой каждый человек был свободен.
А что наши дети знают о русской эмиграции? Рамки школьной программы довольно сухо комментируют этот исторический этап русской истории. Сейчас не каждый ребенок может с уверенностью ответить кто такой Ленин, а ведь еще совсем недавно незнание событий революции 1917 года было просто невероятным. , а в последствии нами - родителями воспринималась, как часть населения, предавшая Россию, не захотевшая поддержать новое государство после революции. Так нас учили в школе.
Революция уже давно считается спорным благом для России, а в последние годы и вовсе многими рассматривается, как катастрофа. Небезынтересно узнать, что революция была сделана на деньги кайзеровской Германии (не напоминает ли это финансирование оранжевой революции в Украине?).
А красное знамя революции было позаимствовано Лениным в той же Германии, у её социалистических партий. Становится понятным стремление уничтожить и категорически запретить большевиками всю символику России, убить царскую семью, разрушить православные храмы. Это отрезается от своей истории народ. Так, чтобы с чистого листа воспитывать послушное общество. Послушное кому? Тем, кто финансировал процесс?
Русская эмиграция в этом свете не видится толпой предателей, а лишь людьми, которые не могли смотреть на то, как губят народ и страну, и при этом бессильных. Странно было бы думать, что уехавшие за пределы России интеллигентные люди, писатели, священники, офицеры не обладали патриотизмом и пониманием ситуации.
Это ли не повод нашим детям знать достоверные факты прошлого, чтобы понимать политические события настоящего? Дети у нас умные, есть надежда, что знание истории убережет их от ошибок в будущем.
На этом небольшом примере знание истории имеет огромное значение. Она у человека воспитывает принадлежность не к стаду, а к свободно мыслящему и живущему обществу, которое способно отличить, куда его ведут и зачем.
У кавказских народов до сих пор есть обязательное знание своей родословной в семи поколениях.
Человеку нужно знать свои корни, чтобы уважать окружающих людей и себя в этом окружении.