Высшее образование, что оно сейчас из себя представляет.
23.11.2006
Можно с сожалением отметить падение качества высшего государственного образования в России. Очень часто выпускники государственных ВУЗов не обладают достаточными знаниями, чтобы работать по профессии. Очень многие склонны винить в этом студентов – мол, не хотят они учиться, а высшее образование этого требует. Однако стоит взять в руки, допустим, расписание занятий и обнаружить, что у программистов в нем наличествует три профильных урока и семь – абсолютно не имеющих отношения к будущей профессии, как встает вопрос – а как студент может получить необходимое высшее образование, если его упрямо учат тому, что ему потом если и пригодится, то только для демонстрации эрудиции? Учить дома? А зачем тогда вообще высшее образование – если считать, что можно купить книги и все по ним выучить? Может пора что-то менять в системе высшего образования, а не искать оправдания и виноватых?
Попробуем тщательнее разобрать причины сложившейся ситуации в сфере высшего образования.
Это не только доминирование предметов, не относящихся к профессии, хотя оно и играет важную роль. Большим недостатком современного ВУЗовского образования является устаревшая база знаний, которую мало кто стремится обновлять – устаревшие методики, устаревшие сведения, устаревшие практические занятия, все это приводит к тому, что выпускник с высшим образованием на деле не знает, как выполнить свою работу, которая требует более современного подхода, чем ему известен.
Отсутствие надлежащей учебной базы в виде новых учебников и надлежащей материальной базы – компьютеров, не позволяет сделать высшее образование по-настоящему современным и актуальным, и как следствие этого опять же таки отсутствие необходимых знаний и умений.
Еще одним фактором, влияющим на качество высшего образования, является, как это ни удивительно, возраст преподавателей. Увы, сейчас в основном он впадает в крайности – либо возраст переваливает за пенсионный, либо преподаватели и сами только-только получили высшее образование. В первом случае – профессора очень часто уже просто не могут согласовать преподавание с современными тенденциями и упорно продолжают учить так же, как и учили двадцать лет назад. Во втором – сказывается отсутствие какого-либо как преподавательского, так и профессионального опыта и «сырость» собственных знаний.
Еще одна проблема высшего образования – несогласование выпусков ВУЗов с потребностями рынка труда. Даже если высшее образование у бывших студентов будет адекватным и современным – перенасыщенность рынка специалистами одного профиля приводит к повышению безработицы.
Можно сколько угодно отрицать проблемы, возникшие в сфере высшего образования, однако если такая тенденция продержится и дальше, то государственные ВУЗы окончательно уступят пальму первенства коммерческим учебным заведениям, в которых большинство этих проблем по возможности устранены.