Иностранные языки – необходимость и... удовольствие
08.12.2010
Когда ребенок мал, а его родители - носители разных языков, он легко обучается говорить сразу на двух языках. А если есть няня, говорящая на своем наречии – то и на трех...
Позже освоение иноземной речи идет сложнее. Школа, ВУЗ... Отличные оценки в ведомостях вовсе не означают достаточности знаний, а главное – не гарантируют наличия пользовательских навыков. То есть прочитать что-то как-то мы умеем, а при наличии словаря в руках – так и понимаем кое-что из прочитанного, но говорить о владении языком не приходится.
А напрасно! Полезны не только тем, кто открывают доступ к альтернативным источникам информации, дают возможность полноценного общения с гражданами чужеземных государств. Иностранный язык, особенно зрелый, развитый – бесконечно интересен.
Понимание принципов построения речевого общения того или иного народа позволяет проникнуть вглубь национального мышления. Сделанные открытия могут радовать, а могут и потрясать – но никогда и никого не оставляют равнодушным. Наверное, поэтому курсы иностранных языков, адресованные всем желающим, всегда популярны, полны посетителей, не испытывают проблем с квалифицированными преподавателями.
Профессионализм учителя – очень важный момент в организации работы языковых курсов. Мало привлечь к преподаванию носителя языка – его надо вооружить методиками эффективного обучения, снабдить педагогическими познаниями, научить общению с разношерстной массой учащихся.
Важна и специализация. Преподаватель, для которого английский язык родной, который Шекспира цитирует по памяти, а Фроста читает наизусть, безусловно, незаменим. Но сможет ли он, помимо разъяснения грамматических правил, обучения общему лексическому запасу, закрепления первичных разговорных навыков, оказать существенную помощь узкому специалисту, направляющемуся работать в англоязычную страну? Маловероятно.
Между тем, спрос на знание иностранных языков со специализацией в разных областях растет. Недалек тот час, когда большинству курсов иностранных языков придется открывать специализированные группы.
России давно пора освоить общеевропейскую практику многоязычия населения. Языковый барьер, несколько тысячелетий назад помешавший построить Вавилонскую башню, вовсе не так высок, если идет речь о языках, широко распространенных на нашем континенте. Преодолеть его по силам каждому умеющему говорить. А помочь в освоении могут, конечно же, общедоступные курсы.