Важность ЕГЭ по русскому языку


28.09.2009

Анализируя результаты сдачи Единого госэкзамена, можно увидеть, что, зачастую, выпускники-отличники правильно выполняют лишь около восьмидесяти процентов заданий ЕГЭ. Такая ситуация однозначно свидетельствует о наличии целого ряда проблем, которые нужно решить для успешной сдачи госэкзамена. Двадцатипроцентный зазор между школьным «отлично» и отличным результатом ЕГЭ говорит о том, что необходима очень серьезная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Большое количество ошибок экзаменующихся связано с неумением применять на практике даже хорошо известные в теории правила. Ситуация усугубляется тем, что мало кто хочет учиться на чужих ошибках и учитывает статистику прошлых лет, в результате чего каждый год повторяются одни и те же типичные ошибки. Сложности выпускников связаны не только с языковыми проблемами, но и с недостаточным пониманием специфики ЕГЭ. Так, часто не учитываются особенности структуры КИМов, при заполнении экзаменационных бланков допускаются технические ошибки, неправильно понимаются вопросы. При написании сочинения, во многих случаях, основная проблема заключается не в неумении выпускника красиво и грамотно излагать свои мысли на бумаге, а с несоответствием между его собственными критериями и оценочными критериями ЕГЭ. На конечном результате сказывается, и неумение рационально распределить строго ограниченное время на выполнение различных заданий.

Споры о преимуществах и недостатках ЕГЭ начались практически одновременно с началом проведения первого Единого госэкзамена. Мнения высказываются самые различные, начиная от полного неприятия самой идеи и конкретной реализации системы ЕГЭ и заканчивая полнейшим одобрением. Что самое удивительное, и та и другая сторона приводит массу вполне убедительных аргументов в защиту своей точки зрения. Нет нужды подробно останавливаться на аргументации сторонников и противников проведения ЕГЭ, но некоторые высказывания просто невозможно оставить без комментариев. «ЕГЭ позволяет наиболее адекватно и объективно оценить знание русского языка». Бросив мимолетный взгляд на правила заполнения бланков Единого госэкзамена и на критерии оценки результатов тестирования, возникают некоторые сомнения насчет степени адекватности и объективности.

Рассмотрим часть «В». Ответы на все вопросы должны строго соответствовать всем правилам заполнения экзаменационного бланка. Будут признаны абсолютно неверными и оценены в ноль баллов:

• Правильный ответ, в котором написание хоть одного из символов отличается от соответствующего образца.

• Правильный ответ, состоящий из нескольких слов, в котором слова написаны раздельно. (ведьтакойответдолженписатьсяслитно!).

• Правильный ответ, в котором не выделена отдельная клеточка для запятой.

И еще несколько аналогичных вариантов. С одной стороны, оно и понятно. Только одна из трех частей проверяется человеком, а именно сочинение (часть «С»). Части же «А» и «В» сканируются для последующей машинной обработки, и оценка выставляется компьютерной программой, строгий алгоритм которой не делает никаких различий между ошибкой и «ошибкой». Но, с другой стороны, любой экзамен, а тем более такой серьезный как ЕГЭ – это состояние министресса при котором волнение вполне естественно, что подтвердит любой профессиональный психолог. В таком состоянии немудрено и два разных слова раздельно написать, с последующим объективным и адекватным снижением общего тестового балла ЕГЭ.

Это все мелочи. Самые увлекательнейшие открытия ждут нас в части «С». На первый взгляд, все вполне нормально. Суммарный балл за сочинение получается сложением оценочных баллов по двенадцати критериям. Оценивается соблюдение речевых и языковых норм (0-2 балла), формулировка проблем исходного текста (от 0 до 1-го балла) и все остальное, что только можно оценить. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм оцениваются по 0-2 балла. То есть, к примеру, есть два сочинения, в которых общий балл, без учета орфографии и пунктуации составил 13. В первом сочинении три орфографических ошибки и пропущены две запятые. Во втором – сто пятьдесят три орфографических ошибки и ни одна запятая правильно не поставлена. Адекватная и объективная оценка знаний русского языка: Сочинение 1 = Сочинение 2 = 13 баллов. На общую оценку за третью часть единого госэкзамена по русскому языку также влияет соблюдение фактологической точности (1 балл) и соблюдение этических норм (1 балл). Даже если не принимать во внимание некоторую субъективность понятия «этичность сочинения», два этих пункта странновато смотрятся в качестве оценочных критериев знания русского языка.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно придти к выводу, что – это подготовка не только к языковому экзамену как таковому, но и, в немалой степени, к специфическим особенностям и нюансам именно ЕГЭ. Да и в самом русском языке хватает ловушек, с которыми кроме языковедов мало кто и справится. Языковые нормы, по большому счету, постоянно нарушаются подавляющим большинством граждан, включая деятелей культуры, писателей, работников радио и телевидения и профессоров. За примерами далеко ходить не надо. Выражения «народный фольклор» или «свободная вакансия» встречаются чаще, чем слова «фольклор» и «вакансия» без прилагательных. Между тем, эти выражения не соответствуют нормам русского языка. (Кстати, одним из критериев, по которым оценивается сочинение, является соблюдение языковых норм). Почему? Потому что «фольклор» включает в себя народный «фольк», а «вакансия» сама по себе уже свободна. По этой же причине не может быть и «занятой вакансии» - вакансия либо есть, либо ее нет. После таких примеров, не странным покажется вопрос о соответствии выражения «бутерброд с маслом» языковым нормам. А вот если провести общероссийский опрос населения, во время которого задать подобный вопрос, это воспримут, либо как неудачную шутку, либо как какой-то подвох. Многие ли знают, что слово «столяр» произносится (вернее должно произноситься) с ударением на второй слог, а в слове «афера» - вторая буква (и звук соответственно) «е», а никак не «ё». А каким образом можно отличить слова категории состояния от наречий? Подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна давать представление и о возможных языковых ловушках, особенно тех, которые уже встречались на госэкзаменах в предыдущие годы. Количество подобных ловушек, с которыми можно повстречаться на ЕГЭ, не очень велико, но нужно уметь их обходить.

Плохо ли это, хорошо ли, но Единый госэкзамен существует, вместе со всеми своими плюсами и минусами, а продолжает оставаться чрезвычайно актуальной темой для многих сотен тысяч российских школьников. Конкурс на бюджетные отделения большей части ВУЗов, как правило, начинается с восьмидесяти баллов ЕГЭ и выше. Если учесть, что средний результат по сдаче Единого госэкзамена выпускниками школ России составляет около пятидесяти баллов, то, для успешного поступления в ВУЗ, необходимо уделить подготовке к ЕГЭ очень пристальное внимание.

Перейти к списку статей

Статьи по теме "Школы, колледжи, гимназии"

К сведению

01.10.2009 Уроки английского, итальянского и шведского языков. Учебный центр "Лингвист" приглашает всех желающих изучать иностранные языки на всех уровнях, в группах, индивидуально и корпоративно!!!
24.09.2009 Помощь студентам технических ВУЗов. Проект Тех-Диплом оказывает помощь студентам технических ВУЗов в написании контрольных, курсовых и дипломных работ по предметам: ОТЦ, РТЦС, метрология, конструирование, устройства СВЧ и антенны, электроника, схемотехника и т.д.
17.09.2009 Объявляется набор в мини-группы для абитуриентов Проводится набор абитуриентов в мини-группы на курсы: подготовки к ЕГЭ по обществознанию; подготовки к олимпиадам по экономике.
Участникам
Забыли пароль?Регистрация


02.09.2009 Национальный День Открытых Дверей в EF День Открытых Дверей пройдет во всех образовательных центрах EF в России, и состоится 5 сентября 2009 года, в субботу, с 10.00 до 16.00.
01.09.2009 1 сентября - день знаний Сегодня начало нового учебного сезона. Все школьники собираются на торжественную линейку, первоклашки в этот день - день знаний, идут в школу с большими букетами наперевес.
19.06.2009 Этим летом московские школьники могут подработать Этим летом работодатели готовы предложить московским школьникам работу. Основной работой для школьников считается работа курьером, разносчиком газет и писем, а также школьники могут подрабатывать на уборке ЗАГСов, продаже напитков и сувениров.
Интересное

.

Важность ЕГЭ по русскому языку Интернет поможет написать диплом? Черчение, выполнение чертежей на компьютере в Autocad Изучение французского языка в Канаде Знание истории своего народа – есть ли в этом необходимость? ЕГЭ: варианты систем занятий по подготовке к нему Основные преимущества дистанционного обучения Научиться летать на самолете. Мечта или реальность? Подарки. Подарок детям Какой бывает фантастика?

Английский и индивидуально -
деловой и разговорный. Подбор методик. Реанимация знаний после занятий в группах.
(495) 172 67 03
языка EF для детей и взрослых в Москве и регионах. Тесты. Передовые методики. Результаты.