Роль наглядных пособий в обучении
13.07.2011
Количество знаний, умений и навыков, приобретенных учеником в школе, степень успеваемости зависит от многих факторов – психолого-педагогических, социальных, а также экономических. Оснащение кабинетов техническими средствами обучения – персональным компьютером, мультимедийным проектором, принтером, экраном – стало нормой в современной школе. Последнее время школьные классы начали интенсивно оборудовать интерактивными досками, дающими широчайшие возможности в преподавании той или иной дисциплины.
Существуют определенные государственные требования к оснащенности кабинета. В паспорте кабинета учитель прописывает такие позиции, как наличие ТСО и ИКТ, дает перечень имеющихся учебников, хрестоматий, словарей, справочников, учебных и наглядных пособий, список методической литературы и т.д. Благо, сейчас в помощь учителю выпускается множество дополнительной литературы по всем школьным предметам с всяческими электронными приложениями, иллюстрациями и другими дидактическими раздаточными материалами.
Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Однако значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности. К наглядности относят иллюстрации, схемы, карты, демонстрации фильмов, экскурсии, лабораторно-практические работы, примеры из жизни и т.д. Существует много видов наглядных пособий: естественные (предметы объективной реальности), экспериментальные (опыты и эксперименты), объемные (макеты, фигуры), изобразительные (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты), звуко-изобразительные (кино, телевидение), звуковые (магнитофон), символическая и графическая (графики, схемы, формулы, карты).
Благодаря использованию различных наглядных пособий активизируется внимание школьников, повышается их интерес к учебе, а то, что интересно, усваивается и запоминается в разы лучше, а значит возрастает степень успеваемости, результаты обучения улучшаются. Однако стоит отметить, что не следует использовать на уроке сразу много видов наглядности, это утомляет ученика, внимание его рассеивается. Обучение можно сделать продуктивнее, если сочетать наглядность с творческой работой обучающихся. Например, самостоятельно создать некую схему, проиллюстрировать какое-либо явление и т.д., что стимулирует мыслительные процессы, развивает воображение.
Кроме всего прочего, наглядные пособия позволяют лучше понять, осознать, пропустить материал через себя. Руководитель школы, реально переживающий о своих учениках, об эффективности обучения, должен задуматься о том, как грамотно оборудовать кабинеты мебелью, ТСО и ИКТ, необходимыми в учебном процессе, наглядными пособиями. Сегодня есть много Интернет-магазинов, где можно подобрать и заказать любое учебное оборудование.