Статьи
Учебный центр "Пятерочка"
В Волгограде - миллионном городе - существует большое количество учебных заведений самого разного плана. Но в каждой компании, имеющей кадровые вакансии, есть и определенные корпоративные требования. Иногда там требуются навыки, которые не всегда могут дать учебные заведения города. Именно поэтому ведущие компании стали создавать свои учебные центры. Яркий пример такого заведения - учебный центр известной в сети магазинов "Пятерочка" г. . О том, какие профессии можно получить у них и как сделать карьеру рассказала начальник Дирекции Учебного центра Елена Валентиновна ВЕНГЕР.
-Учебный центр сети магазинов , которым я руковожу вот уже пять лет, готовит к самостоятельной работе, как рядовых сотрудников, так и административных работников магазинов. Будущие менеджеры должны освоить не только основные технологии работы "Пятерочки", но и приобрести столь актуальные для успешного руководителя навыки работы с людьми. В настоящее время существуют самые разные формы образования и обучения персонала - семинары, тренинги, курсы, корпоративные семинары. Доказано на практике, что лучший эффект дают корпоративные программы обучения, когда бухгалтера, кассиры и руководители магазина учатся по единой, специально разработанной для них программе, учитывающей профиль деятельности компании и требования ее руководства. Задача нашего учебного центра - обеспечить сеть магазинов "Пятерочка" достаточно компетентными работниками. В учебном центре обучение проходят кандидаты на различные должности.
- Навыки каких профессий можно получить у вас? - Самая популярная профессия в "Пятерочке" - кассир. Это очень важная позиция, ведь эти сотрудники обслуживают клиентов, они являются лицом компании. И мы стараемся, чтобы это лицо было приятным и доброжелательным. В качестве примера расскажу об организации обучения кассиров. Большей частью обучение проходит на кассовых тренажерах, а у нас 2 кассовых класса с кассовыми терминалами, на которых наши будущие кассиры непосредственно учатся обслуживать клиента. Другая важная часть обучения кассира - это знакомство с процедурами, которые осуществляются в компании, а также с корпоративной культурой и деловой этикой. После обучения кассиры сдают экзамен и приходят на работу в магазин. Там они стажируются под присмотром опытного наставника и только после этого начинают работать самостоятельно. Кстати, в апреле 2008 года кассиры "Пятерочки" стали победителями городского конкурса "Лучший кассир Волгограда-2008".
- А управленцев у вас не готовят? - Для управляющих магазинов и их заместителей разработана интересная программа обучения. Программа довольно длительная, полный цикл длится около двух месяцев. Большая часть обучения проходит в Учебном центре - здесь будущим руководителям читают курс лекций, а также проводят с ними деловые игры, учат работать со специальным программным обеспечением компании. Этот курс включает в себя также стажировку на рабочем месте - у нас есть магазины - наставники. В таких магазинах специально подобран такой коллектив сотрудников, которые способны не только блестяще выполнять свою работу, но и квалифицированно передавать опыт новичкам.
- А реально ли начать трудовой путь кассиром, а потом стать управляющим? - Случаи, когда из обычного кассира со временем вырастал управляющий магазином - не редкость, а скорее закономерность успешного развития нашего персонала. Конечно, прежде чем стать руководителем, сотруднику необходимо пройти определенные ступени профессионального роста и дополнительного обучения. Например: кассир - помощник заместителя управляющего магазином - управляющий магазином. Сеть магазинов Пятерочка дает каждому человеку шанс проявить себя, свои способности и таланты, раскрыть все свои возможности. Каждому кандидату необходимо пройти полную программу обучения на должность заместителя управляющего. Конечно, это очень серьезная переподготовка, она требует и временных затрат - и здесь, разумеется, отрыв от производства неизбежен. Практика показывает, что наиболее успешными руководителями становятся именно те сотрудники, которые прошли определенные ступени карьерного роста в нашей "Пятерочке". Таким руководителям гораздо легче, чем другим, организовывать и контролировать работу своих подчиненных.
- Но иногда после работы и учебы не мешало бы и отдохнуть… - В компании два основных праздника: День рождения "Пятерочки" и Новый год. На них обязательно звучат поздравления и вручаются подарки. Кроме того, проводится масса конкурсов: как профессиональных, так и спортивных и развлекательных. Ежемесячно проходит конкурс "Лучший сотрудник магазина". Коллектив каждого из магазинов выбирает лучшего сотрудника. А раз в год те, кто чаще всего оказывался победителем, приглашаются на слет "Лучшие по профессии". Также ежегодно проводятся спортивные соревнования - турнир по мини-футболу, турниры по боулингу, для своих сотрудников арендуем спортзалы и бассейн. Каждый год лучшие сотрудники "Пятерочки" получают возможность поехать на отдых в Домбай, на Черноморское побережье, а дети сотрудников отдыхают и получают санаторно-курортное лечение в санаториях Анапы, Туапсе, Геленджика, Подмосковья и в санаториях Дубовки, Качалинском, Ергенинском. Выпускаются корпоративные газеты - людям очень приятно видеть в них поздравления с днем рождения, участвовать в конкурсах, читать репортажи с корпоративных праздников. Наша корпоративная культура - это очень важный фактор развития компании в целом. Принципы, по которым живет компания, используются сотрудниками не только на работе, но и в обычной жизни. Ведь если посмотреть на эти принципы, то можно увидеть, что это не просто "придуманные правила", а некие установки, которые помогают жить и настраивают на позитивный лад. Например, такой принцип: "Наши возможности определяются целями, которые мы себе ставим". Это правило помогает не только в бизнесе, но и в достижении своих личных целей. Поэтому каждый сотрудник, который приходит в компанию, сразу настраивается на успех. Это касается не только его профессиональной деятельности, но и его отношения к жизни.
Беседовала Мария СТРОГОВА