Нужно ли дошкольнику уметь читать и писать?
01.07.2011
Современные папы и мамы мечтают, чтобы их ребенок всесторонне развивался и в школу шел уже хорошо подготовленным. Поэтому и начинают ребенка обучать по разным методикам раннего развития, начиная чуть ли не сразу после выписки из родильного дома. А сколько споров ведется между приверженцами и противниками раннего развития! И как порой неловко себя чувствуют родители тех малышей, которым задают вопрос: «Как, ваш ребенок в свои шесть лет еще не знает таблицу умножения?!» И если в конце 70-х годов минувшего века самым популярным лозунгом было: «Плавать раньше, чем ходить», то для поколения 21 века – это требование: «Разговаривать на английском раньше своих сверстников».
А вот психологи и невропатологи не так радужно относятся к повышенным нагрузкам для малышей, коим их подвергают родители с «пеленочного» возраста. Ведь участки коры головного мозга, которые отвечают за абстрактное и логическое мышление, созревают только к 5-6 годам. И объяснять трехлетнему ребенку, что такое и как работать с математическими символами – абсолютно бесполезное занятие. Механически-то он способен запомнить числа, буквы, знаки, но вот как их сочетать между собой – нет. Мало того, «забивая» голову малыша большим количеством информации, можно пропустить наилучшее время для обучения тех навыков, которые нужны ему в определенный период. И если ребенок в 4 года знает весь алфавит, но не умеет выполнять простые вещи (самостоятельно одевать колготки, общаться со сверстниками) – для любого психолога это будет не совсем благоприятным показателем.
Нижняя граница сенситивного периода, в котором полученные знания будут усваиваться и практически применяться, начинается не раньше 4 лет. До этого времени ребенок должен разбираться не в цифрах или буквах, а в таких понятиях, как «форма, цвет, размер»; уметь рассказывать простые стишки, задавать вопросы и отвечать на них; самостоятельно действовать по указаниям взрослого (понимать и выполнять то, что его просят). К моменту поступления в школу, важными факторами считаются:
• возможность спокойно сидеть 30-45 минут;
• умение мыслить и слушать учителя;
• наличие навыков выстраивания взаимоотношений со сверстниками.
Гораздо важнее для каждого родителя с самых маленьких лет приучать ребенка к активному физическому движению. Ведь центр развития речи в головном мозге расположен вблизи от центра развития движений. И если малыш активно двигается, то параллельно развивается и интеллектуально. А читать и писать к окончанию первого класса научатся все малыши.