Исторические предпосылки появления музыкальных дисциплин в программах элитных учебных заведений.
23.10.2010
Если заглянуть на пару веков назад, можно легко заметить те же тенденции, проводимые в жизнь на другом уровне. Первая хорошо прослеживаемая тенденция того времени – это, конечно же домашнее образование, находящееся тогда на весьма высоком уровне, что и сейчас на новом витке культивируется некоторыми семьями. Вторая ветка – это образование, полученное за рубежом, либо посредством межкультурного взаимодействия посредством приглашенных иностранных специалистов.
Какое место занимала музыка в системе образования прошлого?
В дворянских кругах владение музыкальными инструментами было само собой разумеющимся, как в России так и за рубежом. Как известно, специального музыкального образования у нас не было до момента официального открытия музыкальных классов и консерватории. Игра на музыкальных инструментах носила в-основном характер домашнего музицирования и называлась "аматорство" (от фр. amateur – любитель ).
Так, Мусоргский, Чайковский, Кюи и множество других замечательных композиторов и исполнителей были воспитаны в данной системе координат и явились ее продолжателями. Зачастую обучались дворяне музыкальному мастерству за рубежом подобно Глинке, Бортнянскому и другим, что не могло не отразится в их творчестве.
За последнее десятилетие система российского образования претерпела очень большие изменения. Начиная от экспериментальных проектов до возрожденческих.
Какую роль музыкальные дисциплины выполняют сейчас?
Можно с уверенностью ответить, что чем более элитарным является образовательное заведение, тем большее внимание уделяется предметам, развивающих креативное мышление.
Музыкальные дисциплины развивают навыки креативного мышления и чувственно-красочного восприятия мира в полной мере. Музыка трактуется как иностранный язык, расширяя сферу духовного и эмоционального развития ребенка. Выбор изучаемых инструментов может быть различным. В последнее время получила большое развитие шестиструнная гитара, ввиду ее мобильности в отличие от фортепиано, компактности и всеобщей распространенности. Инструмент этот современен, поэтому помогает коммуникации в подростковой среде, развивает чувство созидания и углубляет сферу художественного восприятия.
Итак, какую картину мы можем наблюдать в современных образовательных учреждениях? Усиливается общая тенденция к использованию личностного подхода в процессе обучения. Видна опора на образовательные традиции 18-19 веков. Усиливается роль эстетических дисциплин, таких как рисование или обучение музыкальным инструментам, как например гитаре.
И конечно же, роль домашнего частного образования, такого как индивидуальные уроки английского языка или частные уроки игры на гитаре сложно переоценить. Общество стремительно развивается, вместе с этим потребность во всестороннем развитии личности ребенка возрастает как никогда. Ведь дети – это наше будущее, настоящее и прошлое…
Автор статьи: кандидат педагогических наук Мередих М.Г.
Статьи по теме "Музыкальные, спортивные и художественные школы"