Международный рейтинг ВУЗов: сертификация ИСО нам поможет?
06.10.2010
Приложение к Британской газете The Times — THES (The Times Higher Education Supplement) — опубликовало традиционный рейтинг международных ВУЗов. Сюрприза не произошло: российские ВУЗы представлял только МГУ, и ему досталось лишь 93 место.
Критерии выбора
Цель рейтинга THES–QS — определить международное значение ВУЗа, оценить качество образования с особым акцентом на исследовательскую деятельность.
Вузы оцениваются по пяти параметрам:
- мнение международных экспертов (профессуры, деканов, деятелей науки) – 40%;
- цитируемость ВУЗа и его научных сотрудников в международных публикациях – 20%;
- количество преподавателей, приходящихся на одного студента – 20%;
- мнение ведущих работодателей – руководителей крупных корпораций – 10%;
- число иностранных студентов и профессоров в ВУЗе – 10%.
Увы, по всем показателям российские ВУЗы с большим отрывом проигрывают западным учреждениям.
Кому нужны рейтинги
Рейтинг THES-QS влияет на репутацию ВУЗа. Университеты, входящие в список THES-QS, появляются на соответствующем сайте и в информационном бюллетене, что способствует притоку иностранных студентов и последующему пополнению казны.
В чем причины провала
Международные специалисты, анализирующие ситуацию в России, отмечают незначительное количество исследовательской деятельности в ВУЗах, слабое владение английским нашими соискателями (а значит — отсутствие международных публикаций), низкую техническую оснащенность, стремительное падение качества образования. В большинстве ВУЗов отсутствует сертификация ИСО, обеспечивающая определенно высокий уровень обучения. Ректор МГУ не согласен с экспертами THES-QS : по его мнению, наша и англо-американские системы образования в корне отличны. В западных ВУЗах значительно выше доля исследовательских работ, в нашей системе эту роль на себя взяли НИИ и Академии Наук. Правилами рейтинга не запрещается участие научного заведения, занимающегося только исследовательской деятельностью и не обучающее студентов, наши ВУЗы были представлены традиционными в нашем понимании университетами, ориентированными на обучение.
Фактически, чтобы составителям рейтингов не приходилось сравнивать «велосипед с мотоциклом» нужно приводить ВУЗы к общему знаменателю (которым отчасти является болонская система, точнее — придется реформировать всю национально-образовательную систему), должна быть проведена для учебных заведений и выполнено еще множество требований, которые дадут право нашим студентам на конкурентоспособное образование.