Игры в мобильных телефонах помогут обучить китайских детей иероглифам
12.11.2010
Ученые из университета Карнеги-Меллона, главного организатора проекта «Доступное образование и повышение уровня грамотности населения стран с развивающейся экономикой» (MILLEE), утверждают, что игры в мобильных телефонах могут стать новым способом изучения основ китайских иероглифов, и окажутся особенно полезными в бедных сельских районах Китая.
Недавно ученые сообщили об удачном эксперименте, в ходе которого дети из Ксиньянге, экономически слаборазвитого региона в провинции Хэнань, осваивали иероглифы при помощи двух обучающих игр на мобильном телефоне. Примечательно, что эти игры основываются на традиционных китайских играх. Ученые из университета Карнеги-Меллона, Калифорнийского университета в Беркли и академии наук КНР доложили своим коллегам о результатах эксперимента в ходе Конференции «Человек и компьютер: проблема взаимодействия 2010», проходившей в Атланте, штат Джорджия, США. Последующие исследования, проводившиеся этим летом в частной школе в Пекине, также показали, что ученики, игравшие в обучающие видеоигры, улучшили свои знание китайских иероглифов.
«Мы надеемся, что видеоигры смогут оживить и повысить эффективность групповых занятий по изучению иероглифов», - делится своими мыслями сотрудник университета Карнеги-Меллона, ассистент профессора факультета информатики Института взаимодействия человека и компьютера, руководитель проекта «Доступное образование и повышение уровня грамотности населения стран с развивающейся экономикой» Мэттью Кэм. «Результаты нашего исследования показали, что последующее развитие подобных игр может превратить недорогие мобильные телефоны в важнейшее средство обучения, особенно для детей в бедных сельских районах».
Китайский язык, а именно его северный диалект, считается общекитайским. Именно на него ориентируются переводчики совершая языка и обратно. Несмотря на то, что этот диалект является самым распространенным языком мира, на нём говорят более миллиарда жителей Китая, вместе с тем, он же и наиболее труден для изучения. В отличие от языков с системой буквенной письменности, в китайском языке используются иероглифы, каждый из которых обозначает слог или слово. Жители Китая чаще всего обходятся 6000 иероглифами, однако форма каждого иероглифа не всегда определяет его произношение, и разные диалекты имеют разное произношение для одного и того же иероглифа.
Ученые проекта «Доступное образование и повышение уровня грамотности населения стран с развивающейся экономикой» проанализировали 25 традиционных игр Китая и выявили присущие им структуры - модели поведения игроков, их эмоциональные переживания, наиболее распространённые образы. Полученные сведения впоследствии использовались для создания двух обучающих игр на мобильном телефоне. В первой игре, Multimedia Word, детям необходимо узнать и написать правильный китайский иероглиф, основываясь на мультимидийных подсказках: картинках, фотографиях или значках, передающих звучание иероглифов. Во второй игре, Drumming Stroke (букв. Начертание иероглифов под барабанный бой), дети тренируются правильно писать иероглифы: участники игры передают мобильный телефон друг другу по сигналу – барабанной дроби, звучащей из мобильного телефона, при этом, каждому игроку за отведённое время необходимо нарисовать одну черту нужного китайского иероглифа, соблюдая точный порядок черт.
Господин Кэм и другие ученые проекта сотрудничают с Тианом Феном, доцентом факультета программного обеспечения, Академии наук КНР в Пекине для выявления потенциала мобильных телефонов в качестве средств обучения детей Китая. Этим летом, Бен Рахбах, студент колледжа Свартмор, в рамках всё того же проекта провёл исследование для определения запросов в области образования малоимущих учеников в трех школах Пекина. Советы по составлению учебного расписания группа учёных получает от Суе-Мей Ву, доцента китайского языка при университете Карнеги-Меллона, а также от специалистов кафедры изучения китайского языка в центре Питтсубгского Агентства развития ребёнка. Данную совместную деятельность университета Карнеги-Меллона и университета в Питтсбурге поддерживает Национальный научный фонд США.
При поддержке компании Nokia, организаторы проекта «Доступное образование и повышение уровня грамотности населения стран с развивающейся экономикой» разработали игры в мобильных телефонах для обучения грамоте детей из сельских районов Индии. Также был инициирован образовательный эксперимент, в котором примут участие 800 детей из 40 деревень в Андхра-Прадеш, штате на юго-востоке Индии. Кроме того, организаторы проекта сотрудничают с университетом Найроби с целью выяснить эффективность применения игр для обучения английской грамоте детей из сельских районов Кении.
Господин Кэм подтверждает, что, несмотря на маленькие экраны и сравнительно низкую, по современным меркам, производительность, мобильные телефоны могут стать одним из главных образовательных ресурсов, так как операторы сотовой связи и производители мобильных телефонов стремятся увеличить распространение мобильных телефонов по всему миру. «В случае если нам удастся убедительно продемонстрировать пользу мобильных телефонов для образования», - добавил он, - «у покупателей появится дополнительное желание воспользоваться услугами мобильной связи, что, в свою очередь, сможет привести к всё большему применению мобильных телефонов в развивающихся странах».