Слушать и слышать
26.04.2010
Наше умение слушать позволяет собеседникам, с которыми мы общаемся, чувствовать себя достойными, ценимыми, интересными и уважаемыми. Обычные разговоры переходят уже на более глубокий уровень, оказывая такое влияние и на наши взаимоотношения. Когда мы слушаем, мы воспитываем такие же навыки и в других людях, выступая в качестве примера позитивного и эффективного общения.
Умение родителей слушать своих детей помогает им приобрести чувство собственного достоинства. В деловом мире умение слушать помогает избежать непонимания, что, в свою очередь, помогает сэкономить время и деньги. К тому же, когда мы слушаем, мы всегда узнаем больше, чем когда говорим.
Умение слушать является ключом к нашему социальному, эмоциональному и , а практика деловых взаимоотношений доказывает, что умение слушать – это навык, которому можно научиться.
Техника активного слушания.
В основе техники активного слушания лежит «Золотое правило общения». Для того чтобы научиться слушать другого человека, подумайте о том, как вам хотелось бы, чтобы вас выслушали.
Поскольку мысли носят в большей мере интуитивный характер, может потребоваться определенная практика, чтобы развить (или заново сформировать) навыки слушания. Ниже приведены некоторые правила, которые необходимо знать и применять на практике:
1. Смотрите на говорящего. Сидите прямо или слегка наклонитесь вперед, чтобы с помощью языка тела показать, что вы внимательно слушаете собеседника.
2. Поддерживайте зрительный контакт в такой степени, чтобы вы и ваш собеседник чувствовали себя комфортно.
3. Минимизируйте внешние отвлекающие факторы. Выключите телевизор. Отложите книгу или журнал, который вы читали, и попросите ваших собеседников сделать то же самое.
4. Отвечайте собеседнику так, чтобы показать, что вы его понимаете. Сопровождайте речь собеседника поддерживающими словами ("угу" и "гм", "хм"), кивайте головой. Поднимайте брови от удивления. Говорите такие слова, как "Правда?", "Интересно…", а также задавайте больше прямых вопросов: "И что ты сделала?" и "И что она сказала?"
5. Сосредоточьтесь исключительно на том, что говорит собеседник. Старайтесь не думать о том, что вы скажите дальше. Разговор станет логичным и сам пойдет в нужном направлении, после того как говорящий подчеркнет важность того или иного своего высказывания.
6. Минимизируйте внутренние отвлекающие факторы. Если вас беспокоят ваши собственные мысли - постарайтесь отвлечься от них и сконцентрируйте фокус вашего внимания на говорящего так же, как вы бы это делали при медитации.
7. Сохраняйте объективность. Подождите, пока собеседник закончит свою мысль, прежде чем решить, что вы с ним не согласны. Старайтесь не делать предположений о том, о чем думает говорящий.
8. Старайтесь не рассказывать собеседнику то, как вы когда-то повели себя в подобной ситуации. Если только ваш собеседник намеренно не просит совета, считайте, что ему просто необходимо выговориться.
9. Даже если говорящий выражает недовольство вами, подождите, пока он не закончит защищать себя. Говорящий почувствует себя так, как будто бы он сказал все важное, и он не будет чувствовать необходимости повторить сказанное, а вы уже будете знать все аргументы, выдвинутые против вас. Исследования показывают, что в среднем мы можем воспринимать информацию на слух в четыре раза быстрее, чем говорить, поэтому у нас есть возможность рассортировывать мысли по мере их поступления … и быть готовым к дальнейшему ходу разговора.
10. Участвуйте в разговоре. Задавайте уточняющие вопросы, но опять-таки дождитесь, пока ваш собеседник закончит говорить. Таким образом, вы не прервете ход мыслей собеседника. После того как вы зададите вопросы, перефразируйте сказанное собеседником, чтобы убедиться, что вы поняли его правильно. Начните с фразы: "Итак, вы говорите, что…"
По мере работы над вы можете начать волноваться, когда возникнет естественная пауза в разговоре. Что следует говорить дальше? Научитесь чувствовать себя комфортно в тишине и использовать ее, чтобы лучше понять все сказанное собеседником.
Как ни странно, по мере улучшения вашего умения слушать, будут улучшаться и ваши способности к ведению разговора.