Развитие речи в общем образовательном процессе
03.02.2010
При изучении иностранного языка фонетике уделяется немало внимания. Но в начале изучения родного языка такой раздел фактически пропускается, так как считается, что в среде, говорящей на этом языке, ребенок автоматически воспримет звучание букв и сочетаний. И нельзя при этом забывать, что строение органов, воспроизводящих звуки, может быть нарушено, как и процесс «говорения». Но согласитесь, правильная речь важна для любого, даже взрослого человека. От отсутствия дефектов зависит наше психологическое состояние, уверенность в себе. Наличие таковых особенно в школьные годы приводит к развитию комплексов, от которых взрослому человеку избавиться будет сложно. В детстве же такие проблемы еще легко разрешимы, особенно если уделить должное внимание развитию речи в дошкольном возрасте и первые школьные годы. С этой целью лучше выбирать учебное заведение или или в другом районе с логопедом в штате, который поможет своевременно обнаружить проблемы речи и, возможно, в общей образовательной программе решить их без помощи дополнительных занятий вне садика или школы.
- также задача непосредственных педагогов ребенка. Сначала это воспитательница в детском саду, которая должна быть внимательна к каждому из малышей, а затем – это учительница младших классов. Важно помнить, что если проблема не будет решена до окончания младшей школы, у ребенка может возникнуть серьезная психологическая проблема, которая отразится на многих сферах его жизнедеятельности. В частности, нарушится общение со сверстниками. В период, когда мальчики начинают ухаживать за девочками, ребенок с дефектами речи будет стесняться разговоров с кем бы то ни было. Недостаток общения, отсутствие друзей приведет к новым психологическим проблемам.
В школе с учителями ребенок, имеющий дефекты речи, также будет стесняться разговаривать и отвечать на уроках, что в итоге может привести к недопониманию предметов, проблемам с обучением, низким отметкам и результатам.
Очевидно, что развитием речи следует заниматься с рождения ребенка, особенное внимание нужно уделить данному вопросу, когда ребенок начнет говорить много. Конечно, будут стандартные для раннего возраста проблемы – сокращение слов, проглатывание звуков, неточности воспроизведения звуков и целых слов. Но если такие недостатки не пройдут к пяти-шести годам, следует бить тревогу и обращаться к логопеду. Конечно, если в детском саду присутствует такой специалист, то он сможет выявить проблемы еще раньше, оценив технику речи ребенка.