Эффективность познавательной деятельности при изучении физики


22.05.2009

В процессе обучения учащиеся под руководством педагога воспроизводят (в сжатом виде) те познавательные действия, которые совершались в процессе общественно-исторического познания человеком фактов и явлений окружающего мира. Система этих познавательных действий включает в себя восприятие изучаемого материала, его осмысление, запоминание, применение усвоенных знаний на практике, а также последующее повторение, обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков.

Эффективность процесса учебно-познавательной деятельности во многом зависит от успешности прохождения отдельных ее этапов. Это можно выявить путем проведения специальной диагностики каждого этапа познавательной деятельности.

Под педагогической диагностикой (в переводе с греч. «способность распознавать») понимают процесс постановки диагноза, т.е. установления уровня развития, образования и воспитанности школьников. Основными функциями диагностики являются:

  • информационная (сбор сведений об объекте);
  • оценочная (установление уровня усвоения знаний);
  • корректирующая (внесение частичных исправлений и поправок в ход педагогического процесса).

При организации процесса познавательной деятельности могут быть реализованы следующие виды педагогической диагностики: начальная или предварительная (учитывает исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося); текущая (обеспечивает обратную связь; позволяет учителю получить сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося); обобщающая или итоговая (используется для оценки результатов обучения).

Содержание диагностики учебной деятельности должно определяться задачами обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся. Так, при изучении физики необходимо учитывать содержание структурных элементов физических знаний.

Перечисленные виды диагностики были проведены при организации познавательной деятельности при изучении темы «Электромагнитные явления». Основным понятием формируемым при изучении данной темы является понятие магнитного поля как материального образования. Его содержание можно определить следующим образом: название, отличительные признаки, свойства и количественные характеристики. Прохождение этапов познавательной деятельности по освоению данного понятия можно представить в виде следующей таблицы:

ВосприятиеВыделение внешних существенных (отличительных) признаков материального образования, его основных свойств, условий его существования, обнаружения и проявления.

ОсмыслениеВыявление необходимости введения количественных характеристик свойств и введение модели; объяснение их сущности, условий его существования, обнаружения и проявления на основе физической теории; установление и объяснение связи и отличий данного материального образования с родственными; определение понятия.

ЗапоминаниеЗапечатление и фиксация в памяти учащихся внешних существенных признаков материального образования, его основных свойств, условий его существования, обнаружения и проявления; количественных характеристик его характеризующих.

ПрименениеРасчет количественных параметров, характеризующих материальное образование; создание новых моделей и описание их на основе современных физических теорий.

С учетом сказанного, задание для диагностики восприятия магнитного поля как материального образования, например, может быть следующим.

Заполните пропуски в следующих предложениях:

  1. основными свойствами магнитного поля являются...
  2. магнитные линии — это линии, с помощью которых...
  3. магнитное поле существует вокруг...
  4. одноименные полюса постоянного магнита..., а разноименные...
  5. магнитное поле обнаруживается с помощью...

Задание для диагностики применения знаний будет включать задания на применение электромагнитов, на определение полюсов электромагнита, а также на определение взаимодействия постоянных магнитов.

Использование диагностики этапов познавательной деятельности при изучении физики позволило учителю привести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени учебный материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного.

Перейти к списку статей

Статьи по теме "Научные порталы и библиотеки"

К сведению

03.05.2009 Преподавание английского языка по Skype Английский язык в летнее время через Skype. Филологический факультет МГУ, опыт работы - 5 лет.
18.03.2009 Тренинги с носителями языка и отдых в Крыму Тренинги с носителями языка! English/Français и отдых на ЮЖНОМ БЕРЕГУ КРЫМА!
02.03.2009 Приглашаем к сотрудничеству на коммерческой основе Тренинги с носителями языка! English/Français и отдых на Южном берегу Крыма.
Участникам
Забыли пароль?Регистрация

sinwest.ru
Здесь найдешь:
Рефераты
Курсовые
Дипломные



29.05.2009 Прадник Мороженого в Сокольниках 31 мая состоится 13 праздник Мороженого в Мосве, который пройдет в парке Сокольники.
22.05.2009 Последний звонок

Для выпускников старших классов, сегодня, 22 мая, в Москве прозвенит Последний Звонок.

17.05.2009 Рождение новой школы иностранных языков Lingua House В январе 2009 от ВКС отделились три ее филиала.
Интересное

.

Учимся водить автомобиль: полноценная автошкола или частный автоинструктор? Ребёнок не хочет учиться… Эффективность познавательной деятельности при изучении физики Какие существуют жанровые особенности современной литературы? Я в бухгалтеры пойду – пусть меня научат! Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации Развитие ребенка в детском саду Чертим от руки или все-таки на компьютере? Какие бывают сайты Online-сервисы по продвижению сайта в поисковиках

Английский и индивидуально -
деловой и разговорный. Подбор методик. Реанимация знаний после занятий в группах.
(495) 172 67 03
языка EF для детей и взрослых в Москве и регионах. Тесты. Передовые методики. Результаты.